Минприроды про госполитику обращения с отходами и минимизацию использования пластика
Национальной стратегией по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и вторичными материальными ресурсами в Беларуси на период до 2035 года поставлена задача совершенствования системы, увеличения уровня переработки и использования отходов. Целевые показатели и мероприятия в этой сфере определены в госпрограмме "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2021-2025 годы. Особое внимание уделяется минимизации использования пластиковой упаковки. Так, с 2020 года реализуется план мероприятий, направленных на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную. Заместитель начальника главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия - начальник управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Тарасов рассказал в пресс-центре БЕЛТА о государственной политике в области обращения с отходами и принимаемых мерах, направленных на минимизацию использования пластиковой упаковки.
О госполитике Беларуси в области обращения с отходами
Правовые основы обращения с отходами в Республике Беларусь определены законом от 20 июля 2007 года №271-3 "Об обращении с отходами". Он направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное использование отходов, в том числе вовлечение отходов в гражданский оборот. В целях совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами и с учетом практики применения принят закон от 29 декабря 2023 года №333-3 "Об изменении закона Республики Беларусь "Об обращении с отходами", который вступает в силу с 6 октября 2024 года.
Максим Тарасов отметил, что согласно новой редакции закона претерпела изменения терминология в области обращения с отходами. Также были уточнены основные принципы в области обращения с отходами, введены основные направления единой государственной политики в данной области в порядке их приоритетности: предотвращение образования отходов, уменьшение объемов образования отходов, переработка отходов, применение отходов для производства (выработки) энергии, применение отходов для выполнения работ (оказания услуг), обезвреживание отходов.
Для исключения необоснованного посредничества при обращении с отходами и предотвращения попадания их в окружающую среду в новой редакции закона уточнен круг субъектов и объектов, которым могут отчуждаться отходы и в каких целях. Так, в частности, отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами, допускается только в целях их заготовки или сортировки (субъектам хозяйствования, осуществляющим соответствующую деятельность), использования, обезвреживания (на объекты, включенные в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов). Также отчуждение допускается для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием и обезвреживанием отходов и в случае их вывоза на использование, обезвреживание, захоронение и хранение за пределы Беларуси.
"В этой связи исключается необходимость регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки) либо об отчуждении опасных отходов другому субъекту хозяйствования", - подчеркнул Максим Тарасов.
Также в новой редакции закона предусмотрены нормы, касающиеся приобретения права собственности на отходы потребления и вторичные материальные ресурсы, полученные в результате сноса объектов и имеющие стоимость. "Юридическое лицо, оказывающее услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении отходов потребления приобретает право собственности на такие отходы с момента их размещения в санкционированных местах хранения отходов физическими лицами, являющимися одновременно производителями и собственниками таких отходов. Кроме этого, право собственности на ВМР, полученные в результате сноса объектов и имеющие стоимость, с момента образования таких отходов приобретают заказчик либо подрядчик на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством", - рассказал он.
Минимизация использования пластиковой упаковки
В целях минимизации использования пластиковой упаковки правительством в 2020 году утвержден и реализуется план мероприятий, направленных на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную. "Планом предусмотрено 19 мероприятий в пяти основных направлениях: совершенствования системы обращения с отходами и сокращения использования полимерной упаковки, мероприятия в области проведения научных исследований, в области производства и использования экологически безопасной упаковки, в области технического регулирования и сокращения импорта упаковки, а также в области информационно-просветительской полимерной работы среди населения, детей и молодежи, - пояснил Максим Тарасов. - По итогам 2023 года из 19 запланированных мероприятий около 10 выполнено согласно установленным срокам, 3 мероприятия выполняются на постоянной основе, 6 - запланированы к выполнению в 2024-2025 годах".
B области производства и использования экологически безопасной упаковки в Беларуси на постоянной основе ведутся работы по созданию новых и модернизации имеющихся производств экологически безопасной упаковки (из бумаги, картона, стекла, в том числе одноразовой посуды). Ключевыми производителями экологически безопасной упаковки являются целлюлозно-бумажные предприятия концерна "Беллесбумпром".
Максим Тарасов привел примеры, которые говорят об увеличении производства экологически безопасной упаковки и как следствие - снижении использования пластиковой упаковки. "Так, с 2020 года в результате модернизации имеющейся на УП "Бумажная фабрика" Гознака бумагоделательной машины годовая производительность выпуска бумаги упаковочной с барьерными свойствами увеличилась на 300 т по сравнению с 2019 годом. Темп роста в 2023 году объема производства экологически безопасной упаковки на УП "Бумажная фабрика" Гознака составил 108% к уровню 2022 года. ОАО "Витебский картонажно-полиграфический комбинат "Покровский" в 2022 году введена в эксплуатацию линия производства гофрокоробов. В результате темпы роста объемов производства продукции из гофрокартона в 2023 году по сравнению с 2022-м составили 118,9%. Ряд предприятий продолжают наращивать объемы производства. ООО "Суперпак компани" обеспечен прирост объемов производства мешков бумажных к 2022 году на 10,87%. ООО "Баринпак" за 2023 год произведено более 250 тыс. единиц самосборной упаковки для овощей, фруктов и ягод из древесноволокнистых плит высокой плотности, что в 4,5 раза больше, чем в предыдущем году", - отметил он.
Что касается вопроса переработки отходов полимерной упаковки, то ситуация в республике обстоит следующим образом. В реестре объектов по использованию отходов зарегистрировано около 1,7 тыс. объектов по использованию отходов, из них более 160 по использованию различных видов отходов пластика, в том числе и отходов полимерной упаковки. Согласно данным госстатотчетности Минприроды по итогам 2022 года уровень использования полимерных отходов, относящихся к отходам производства, составил 92%. Постепенно растут и объемы собранных от населения отходов пластмасс. За последние десять лет данный показатель увеличился примерно в 4 раза (с 27,3 тыс. т в 2012 году до 106,8 тыс. т в 2022 году и 113,5 тыс. т в 2023-м).