Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Выкл Ч/б Цвет
Настройка:
Межбуквенное расстояние: Стандартное Увеличенное Большое
Вернуть стандартные настройки
Выйти из режима для слабовидящих
Закрыть
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА:  info@otsz.by
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

Название журнала для выборки

ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИИ:
+375 17 203 19 97
Скачать ознакомительный номер «Охрана труда и социальная защита»

Ожидается внесение новых механизмов защиты работников

08 Февраля 2017

Социальная проблематика, как известно, наиболее волнует людей, она активно обсуждается в СМИ, социальных сетях, частных беседах. Образно говоря, социальная рубашка ближе к телу, ведь вопросы зарплаты, пенсий, пособий, соцпомощи затрагивают интересы буквально каждого человека в стране. О том, когда ожидать повышения трудовых пенсий и тарифной ставки первого разряда, как изменится система оплаты труда бюджетников, что собой представляет страхование от безработицы, каким путем пойдет совершенствование законодательства по защите прав работников, - в беседе корреспондента БЕЛТА с первым заместителем министра труда и социальной защиты Беларуси Андреем Лобовичем. 

- Андрей Валентинович, какие социальные темы кажутся вам наиболее острыми и актуальными? 

- Любая тема, которая напрямую затрагивает интересы людей, воспринимается чувствительно и самим человеком, и обществом в целом. На дискуссионной волне в последнее время - вопросы занятости населения, пенсионного законодательства, а также сбора на финансирование госрасходов. Понятно, что эта тематика априори не может вызывать однозначное восприятие. Но, по моему мнению, здесь исходить нужно в первую очередь из государственных (а значит, общих) интересов, а не только приватных. 

- Сейчас на пике общественного внимания - так называемый налог на тунеядство. 

- Требования декрета №3 вытекают из установленной статьей 56 Конституции Республики Беларусь обязанности граждан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. 

Ежегодно за счет средств госдотаций из бюджета страны обеспечивается финансирование здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. Расходы на предоставление этих услуг компенсируются гражданами в виде уплаты различных налогов. С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами трудоспособного возраста также ежегодно. 

Решение о введении сбора на финансирование госрасходов принято и уже реализуется. Вместе с тем, поскольку этот механизм для страны абсолютно новый, не исключено, что впоследствии в него будут вноситься корректировки с учетом практики применения. 

- Решение каких вопросов вы считаете первоочередным? 

- В 2016 году Беларусь ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Интеграция инвалидов в общество, их социальная защита, реабилитация - это общая задача, а не только зона ответственности Минтруда и соцзащиты. Реализация положений Конвенции (а это уже международные обязательства страны) невозможно без участия Минстройархитектуры, Минздрава, Минобразования и других министерств и ведомств, местных органов власти. 

Мы работаем в тесном контакте с Белорусским обществом инвалидов, общественными объединениями инвалидов по слуху, по зрению, ассоциациями инвалидов-колясочников, помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. Совместно обсуждаем возникающие вопросы и вырабатываем решения. Цель одна - сделать жизнь человека с инвалидностью более комфортной и удобной, создать полноценную безбарьерную среду. 

В январе текущего года вынесен на общественное обсуждение проект Национального плана действий по реализации Конвенции о правах инвалидов. Этот документ представляет собой инструментарий по созданию условий для интеграции инвалидов во все сферы жизнедеятельности общества. Он будет доработан с учетом предложений общественности. 

- Какие категории населения, по вашему мнению, нуждаются в дополнительной социальной поддержке государства? 

- Любой гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, вправе рассчитывать на поддержку государства. Но речь идет только о тех, кто по объективным причинам не может самостоятельно справиться со сложившимися обстоятельствами, - это в первую очередь малообеспеченные, пожилые люди и инвалиды, семьи с детьми-инвалидами. Для оказания им социальной поддержки в республике функционирует система государственной адресной социальной помощи (ГАСП), работают учреждения соцобслуживания, организовано обеспечение техническими средствами социальной реабилитации. 

Так, система ГАСП включает пять видов социальных выплат. Это ежемесячное и единовременное социальные пособия, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, социальные пособия на приобретение подгузников и технических средств социальной реабилитации. В прошлом году получателями ГАСП стали 290,4 тыс. человек - на 15,6% больше по сравнению с 2015-м, а объем финансирования на выплату пособий возрос на 30,5% до Br72,4 млн. 

Широкий спектр услуг нетрудоспособным людям предоставляют 146 территориальных центров социального обслуживания населения. Наиболее востребована социальная помощь на дому: ее получают более 89 тыс. пожилых людей и инвалидов I и II группы (за 2016 год получателей надомных соцуслуг стало больше почти на 1 тыс. человек). 

Совершенствование законодательства по соцобслуживанию идет постоянно. Среди ожидаемых новаций - внедрение замещающей семьи для одиноких стариков. Это позволит организовать социальное обслуживание пожилых людей в условиях совместного проживания с теми, кто готов взять на себя заботу о представителях старшего поколения. 

С 2018 года в практику работы учреждений социального обслуживания планируется ввести стандарты качества социальных услуг. Это определенный набор требований, выполнение которых повысит качество оказания соцуслуг, входящих в перечень бесплатных и общедоступных. 

Подготовлены предложения по совершенствованию механизма государственного социального заказа, позволяющего привлекать в систему социального обслуживания дополнительные человеческие ресурсы. В 2016 году было реализовано 53 договора между местными органами власти и негосударственными некоммерческими организациями. Для расширения практики заключения таких договоров предлагается упростить процедуру выбора исполнителей госсоцзаказа. 

- В последние годы проведена масштабная либерализация в оплате труда работников коммерческих организаций, растет количество организаций, внедряющих гибкие системы оплаты труда работников. Нужны ли новые материальные стимулы - для руководителей и работников - для повышения эффективности хозяйствования организаций? 

- С 2011 года в реальном секторе экономики расширены права нанимателей в области оплаты труда работников коммерческих организаций. Нормативная правовая база позволяет установить гибкие условия оплаты их труда, направленные на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающие вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход к делу. При этом все меры материального стимулирования определяются нанимателем самостоятельно с учетом специфики деятельности организации. 

Сегодня нанимателям предоставлено достаточно возможностей по установлению мер материального стимулирования работников и руководителей организаций. Главное - эффективность работы самой организации. Особое внимание уделено взаимоувязке темпов роста производительности труда и темпов роста заработной платы. 

- Нужно ли, по вашему мнению, раскрепощение в оплате труда бюджетников, отход от централизованного регулирования оплаты труда? 

- Действующая на протяжении последних 16 лет система оплаты труда работников бюджетных организаций представляет собой достаточно сложный и непрозрачный механизм. Среди ее главных недостатков - множественность видов выплат (до 32) и нормативных правовых актов, регулирующих условия оплаты труда работников (около 260). 

Поскольку необходимость решения этих вопросов давно назрела, Министерством труда и соцзащиты проводится серьезная работа по изменению системы оплаты труда бюджетников. В основе концептуального подхода - отказ от многочисленных видов выплат и упрощение структуры заработной платы, расширение прав руководителей государственных органов и бюджетных организаций по применению наиболее эффективных методов стимулирования труда, создание условий и возможностей для наиболее объективной оценки результатов труда работников бюджетных организаций с учетом специфики и общественной значимости вклада каждого человека. 

Наша главная задача - упростить систему оплаты в бюджетной сфере, сделать ее прозрачной и понятной, усилить ее стимулирующую и компенсирующую роль, увязав с конкретными результатами труда работника, его профессионализмом и энтузиазмом.

- Не повлечет ли изменение системы оплаты труда снижение заработной платы бюджетников? 

- Ни в коем случае. Одно из ключевых условий - сохранение уровня заработной платы в бюджетной сфере, доведение ее до 80% от средней зарплаты по республике. 

Более того, как показывает опыт других стран, совершенствование и осовременивание систем оплаты труда влечет ее повышение, а отнюдь не снижение. 

- Планируется ли в 2017 году еще одно повышение тарифной ставки первого разряда?

- В бюджетном секторе экономики оплата труда работников напрямую связана с экономической ситуацией в республике, наполняемостью доходной части бюджета. 

Как известно, с 1 января размер тарифной ставки первого разряда увеличен на 4% до Br31. Дальнейшее ее повышение будет осуществляться исходя из финансовых возможностей государства. 

Не исключено, что до конца года тарифная ставка первого разряда будет повышена. 

- Считаете ли целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства по защите прав работников? 

- Правовое регулирование трудовых отношений касается не только интересов работников, но и нанимателя, который отвечает за эффективность хозяйствования, улучшение качества продукции и услуг, повышение их конкурентоспособности. В этом контексте во главу угла ставится не только защита прав работников, но и повышение требований к их работе. Значит, развитие законодательства о труде должно идти по пути соблюдения баланса интересов работника и нанимателя, а также решения социально значимых задач государства. 

Основное право работника - получение вознаграждения за труд. В тех случаях, когда в организации нет средств, чтобы рассчитаться с работником по объективным причинам, требуется закрепление дополнительных гарантий. Сейчас мы прорабатываем механизмы защиты прав работников при неплатежеспособности нанимателей. 

- Речь идет о страховании рисков работников при банкротстве? 

- Да, это новый для страны механизм - страхование на случай невыплаты заработной платы при банкротстве организации. Пока этот вопрос законодательно не урегулирован, работники обанкротившихся предприятий сталкиваются с большой проблемой - задержка расчета может длиться несколько месяцев. Если проанализировать структуру просроченной задолженности по выплате заработной плате, то на долю предприятий-банкротов приходится немалая сумма просрочки. 

Предложения по введению страхования в случае невыплаты зарплаты при банкротстве уже направлены в правительство. Ожидаем оценки этих предложений. 

- А что касается системы страхования от безработицы? 

- Научно-исследовательский институт труда Минтруда и соцзащиты, проанализировав международный опыт, разработал несколько моделей систем страхования от безработицы. Они были обсуждены на заседаниях межведомственной рабочей группы, в состав которой вошли представители госорганов, Федерации профсоюзов Беларуси и объединения нанимателей. Все предложенные модели преследуют одну цель - материально поддержать человека, который по объективным причинам оказался без работы. 

Хочу обратить внимание, что окончательно решение еще не принято, поэтому конкретизация преждевременна. 

- Нужны ли дополнительные рычаги воздействия на нанимателей, которые хронически задерживают выплату заработной платы? 

- Нормативный инструментарий вполне достаточный. Только за прошлый год в Беларуси выявлено свыше 5,6 тыс. фактов несвоевременной выплаты заработной платы, привлечено к административной ответственности более 4 тыс. должностных лиц предприятий-должников, меры дисциплинарной ответственности применены к работникам местных исполкомов, ответственным за это направление. 

Ужесточение санкций нецелесообразно - в данном случае оно не сработает на улучшение экономики предприятий. Выход видится в повышении эффективности хозяйствования, а также в повышении личной ответственности за общее дело и руководителей, и работников. 

- Рейтинг популярности среди социально-экономических тем возглавляет занятость. Каков ваш прогноз на ближайший период в отношении рынка труда республики? Какие меры политики занятости вы считаете наиболее действенными? 

- В Беларуси уменьшается численность населения в трудоспособном возрасте. При этом доля людей старше трудоспособного возраста увеличивается. В этих условиях формируется дефицит рабочей силы, последствия которого имеют не только количественное, но и качественное проявление. Речь идет, в первую очередь, о постарении населения в трудоспособном возрасте, о профессионально-квалификационном составе работающих. Поэтому на первый план выходит обеспечение эффективной занятости населения, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. 

Реализация активных мер на рынке труда идет в соответствии с подпрограммой "Содействие занятости населения" Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы. Оказание содействия в трудоустройстве, организация профобучения, поддержка безработных в открытии собственного бизнеса, переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы - эти и другие меры способствуют сохранению стабильной и управляемой ситуации на рынке труда страны. 

Особое внимание уделяется созданию рабочих мест, в том числе на новых предприятиях и производствах. Наличие работы - это условие социальной защищенности человека. Установленные правительством задания на 2016 год по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места выполнены. В 2017 году работа в этом направлении будет продолжена - планируется уже 70 тыс. новых рабочих мест. 

Внедрен и доступен в глобальной сети Информационный портал государственной службы занятости (сейчас заявлено более 40 тыс. вакансий). Теперь наниматели в режиме online могут подавать в госслужбу занятости сведения о вакансиях, оформлять подписку на автоматическую рассылку анкет-резюме соискателей. А соискатели могут получать сведения о вакансиях как в целом по республике, так и по каждому региону либо населенному пункту в отдельности, получать по рассылке подходящие варианты рабочего места. Как показывает анализ работы портала, он пользуется все большей популярностью. 

- В Беларуси каждый четвертый житель - пенсионер. И, конечно, вопрос повышения размеров пенсий для них очень важен. Когда это возможно в 2017 году? 

- Последний перерасчет трудовых пенсий произведен с 1 декабря 2016 года (их размеры выросли в среднем на 4,8%). Проведение такого перерасчета в 2017 году будет определяться тенденциями роста заработной платы работников и финансовыми возможностями Фонда социальной защиты населения. Как минимум одно повышение трудовых пенсий будет в 2017 году, а в каком размере - покажет время. 

Кроме того, в связи с повышением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) будут производиться перерасчеты минимальных и социальных пенсий, надбавок, повышений и доплат к ним. К слову, в 2016 году таких перерасчетов было четыре. 

Обязательства перед пенсионерами выполняются неукоснительно - пенсии выплачиваются в срок и в полном объеме.

Все новости
Новости
Читать все новости