Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Выкл Ч/б Цвет
Настройка:
Межбуквенное расстояние: Стандартное Увеличенное Большое
Вернуть стандартные настройки
Выйти из режима для слабовидящих
Закрыть
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА:  info@otsz.by
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

Название журнала для выборки

ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИИ:
+375 17 203 19 97
Скачать ознакомительный номер «Охрана труда и социальная защита»

В приоритете — человек: эксклюзивное интервью с Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь М.А. Щёткиной

18 Марта 2016

Результаты работы системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2011–2015 годах были подведены на заседании итоговой коллегии 12 февраля. Социально-трудовой сфере пришлось гибко реагировать на сложившуюся обстановку, вызванную воздействием извне. При этом было отмечено, что принятые меры позволили сохранить ситуацию под контролем: уровень безработицы в Беларуси не превысил 1% к численности экономически активного населения, количество многодетных семей значительно увеличилось, а уровень рождаемости стал самым высоким за всю историю суверенной Беларуси.

Подробнее о тенденциях на рынке труда, организации работы с пожилыми людьми, оказании помощи семьям, воспитывающим детей, и других актуальных для жителей нашей страны вопросах рассказала Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Марианна Акиндиновна ЩЁТКИНА в интервью для нашего журнала.

 

– Глава государства уделяет большое внимание поддержке семей, воспитывающих детей. Что делается для них в настоящее время и что планируется делать в дальнейшем?

– Крепкая, дружная семья – это основа государства, гарантия его стабильности, уверенности в развитии. Поэтому поддержка семьи – безусловный национальный приоритет. В Республике Беларусь создана разноплановая система мер поддержки семей с детьми, включающая в себя различные виды пособий, льгот и гарантий.

В прошедшей пятилетке практически в два раза увеличились размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. В настоящее время в республике назначается 11 видов пособий, которые можно разделить на три группы: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, государство расширяет социальные программы, направленные на поддержку семей с детьми.

С 1 января 2015 года Указом Президента Республики Беларусь введена принципиально новая для нашей страны мера поддержки семей – семейный капитал. Семья при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей приобретает право на единовременное предоставление безналичных денежных средств в размере 10 тыс. долларов США. Программа временная, рассчитана на 5 лет – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года.

К слову, в период с 1 января 2015 года по 1 февраля 2016 года депозитные счета «Семейный капитал» открыты для более чем 13 тыс. семей на сумму 130,5 млн долларов США.

Значительные инвестиции направляются на улучшение жилищных условий многодетных и молодых семей. Как показывают социологические исследования, именно вопрос жилья является ключевым при принятии решения об увеличении семьи.

При рождении третьего ребенка в семье государство погашает 75% от суммы задолженности по льготному кредиту на строительство жилья, при рождении четвертого и последующих – 100%. Льготный кредит предоставляется на 40 лет под 1% годовых. Также принято решение об увеличении финансовой помощи государства в два раза при погашении задолженности по кредитам, выданным молодым и многодетным семьям на строительство (реконструкцию) жилья на общих основаниях.

Результат проводимой политики очевиден. Несмотря на процесс снижения численности женщин репродуктивного возраста, в 2015 году родилось 119,5 тыс. детей – это самый высокий показатель за всю историю суверенной Беларуси. Что еще более важно – увеличивается размер белорусской семьи: более 56% детей – это вторые, третьи и последующие дети. Многодетных семей в стране уже насчитывается около 78 тыс., тогда как в 2009 году их было 62,5 тыс. Суммарный коэффициент рождаемости в 2014 году составил 1,69. Это выше, чем в ряде европейских государств, где показатель коэффициента суммарной рождаемости находится на уровне 1,3–1,4 ребенка на одну женщину.

В 2016–2020 годах вектор семейной политики будет направлен на сохранение достигнутых показателей рождаемости, поддержку семей с детьми. Основное внимание будет уделено созданию среды, благоприятной для семей. Речь идет о развитии системы подготовки молодежи к браку, сферы семейного досуга, услуг для семей с детьми.

 – Ежегодно в рождественские праздники Глава государства посещает стационарные учреждения социального обслуживания для пожилых людей. Насколько преобразились данные учреждения и по каким направлениям совершенствовалась работа по уходу за проживающими?

– Действительно, посещение Главой государства стационарных учреждений социального обслуживания, в которых проживают пожилые люди, стало уже доброй традицией. В этом году в канун Рождества Александр Григорьевич встретился с проживающими в доме интернате «Свiтанак».

Со стороны государства принимаются системные меры по созданию комфортных условий проживания граждан в стационарных учреждениях. Только за прошедшую пятилетку на модернизацию стационарных учреждений направлено 825 млрд рублей, значительно укреплена их материально-техническая база, в стационарных учреждениях дополнительно создано более 2 тыс. мест, открыто 6 новых домов-интернатов.

Активно внедряются инновационные формы работы в стационарных учреждениях: сопровождаемое проживание, целью которого является социальная реабилитация граждан; краткосрочное (до 1 месяца) проживание, дающее возможность передышки для родственников пожилых людей и инвалидов; отделения повышенной комфортности. Только в 2015 году новыми услугами воспользовалось более 2 тыс. человек.

В целом результаты, достигнутые в отрасли за последние годы, стали возможны благодаря системному подходу и слаженной работе трудовых коллективов наших учреждений.

 – В последнем пятилетии наряду с повышением пенсий происходили значительные изменения в правилах их назначения и исчисления. На что направлены эти меры?

– Одно из последних решений в этом направлении – это увеличение минимального стажа работы с уплатой страховых взносов в бюджет Фонда социальной защиты населения для обращения за пенсией по возрасту и за выслугу лет. С января 2016 года такой стаж составляет 15 лет 6 месяцев и будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев до достижения 20 лет. Тем, кто не отработает необходимый минимальный стаж работы, социальная пенсия будет назначаться на пять лет позднее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Таким образом, для формирования пенсионных прав трудовая деятельность должна быть легальной, с уплатой страховых взносов, т.е. пенсия должна зарабатываться.

Реализованы меры, направленные на установление более весомой оценки длительного стажа работы и высокого заработка в размере пенсии.

Еще одно важное направление – это договоры в области пенсионного обеспечения. Они дают гражданам возможность реализовать пенсионные права за работу в другом государстве. Так, в республике обеспечивается выплата пенсий из России, Литвы и Латвии за работу в этих государствах. В прошедшем пятилетии подписано соглашение по экспорту пенсий с Азербайджаном, продвинулся переговорный процесс с Чехией, Польшей и Эстонией. Корректируются действующие договоры с Литвой и Молдовой. Под эгидой Евразийской экономической комиссии ведется работа над проектом международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза.

 – Уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси сохраняется в пределах 1% к численности экономически активного населения. За счет чего удалось сохранить стабильность на рынке труда и какие действия Правительства, направленные на регулирование сферы занятости населения, планируются на перспективу?

– На протяжении последних лет на рынке труда сохраняется управляемая и контролируемая ситуация. Уровень занятости населения (отношение численности занятых в экономике к трудовым ресурсам) в 2014 году оставил 76,3%. Это достаточно высокий показатель. У наших соседей в России он составляет 65,3%, в Польше – 59,4%. Уровень безработицы в республике в 2015 году увеличился до 1% от экономически активного населения, при этом он сохранился в рамках прогнозных показателей (1,5% на конец 2015 года).

Вместе с тем в прошлом году республика столкнулась с серьезными внешними вызовами, связанными с кризисными явлениями. Следствием этого стало замедление экономического развития Беларуси, что, конечно же, отразилось и на ситуации в сфере занятости. Значительно снизился спрос на рабочую силу, многие наниматели прекратили набор персонала.

Происходят изменения и в структуре безработных. В общей численности безработных увеличивается удельный вес мужчин. Сегодня 65% безработных, состоящих на учете, – мужчины, и только 35% – женщины.

Структура вакансий, заявляемых нанимателями в органы по труду, занятости и социальной защите, претерпевает изменения. На начало 2016 года практически одинаково востребованы как рабочие (50,9% от общего числа вакансий), так и специалисты (49,1%), в то время как год назад удельный вес вакансий для рабочих составлял 67,3%, а еще раньше длительный период сохранялось соотношение 80% для рабочих, 20% – для служащих. При этом если по рабочим профессиям наблюдается снижение числа вакансий, то потребность в специалистах растет (на 28% по сравнению с 1 января 2015 года).

Увеличение зарегистрированной безработицы связано в том числе и с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Следствием этого явился процесс легализации трудоспособных граждан, которые официально не работали и не были ранее зарегистрированы в качестве безработных. Доля безработных от числа длительно неработающих составляет сегодня 24% от всех состоящих на учете в службе занятости.

Для оказания помощи гражданам в поиске работы в стране создана система содействия занятости не только для безработных, но и для всего населения. Она обеспечивается путем формирования Общереспубликанского банка вакансий, включающего сведения о наличии вакансий у нанимателей; содействия в трудоустройстве, получении новой, востребованной профессии, а также выполнения Государственной программы содействия занятости населения, на реализацию которой из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в 2015 году выделено 237,1 млрд рублей, в 2016 году – 320,8 млрд рублей.

В следующем пятилетии ситуация на рынке труда будет формироваться под влиянием социально-демографических и экономических факторов. Динамика отраслевой структуры занятости до 2020 года будет характеризоваться дальнейшим сокращением численности работников в промышленности и сельском хозяйстве. Эти тенденции во многом обусловлены снижением спроса на рабочую силу в условиях модернизации производства и внедрения ресурсосберегающих технологий, роста производительности труда и сокращения избыточной занятости, а также перетоком трудовых ресурсов в развивающуюся сферу услуг.

Инструментом оперативного реагирования на изменения на рынке труда станет подпрограмма «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости на 2016–2020 годы, реализация, которой будет способствовать сбалансированности и повышению эффективности использования трудового потенциала, создаст условия для формирования экономически целесообразной занятости населения, будет содействовать эффективному распределению, перераспределению трудовых ресурсов, обеспечению социальной защиты от безработицы, а также сохранению уровня безработицы в пределах социально допустимого значения. Реализация мер активной политики занятости со стороны государства должна сочетаться с активной позицией самих граждан и их стремлением повышать уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.

 – Решению вопросов в социально-трудовой сфере способствует действующая в Республике Беларусь система социального партнерства. Какие ключевые задачи заложены в Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2016–2018 годы?

– В соответствии с международной практикой в республике взаимодействие госорганов с объединениями нанимателей и профсоюзов в процессе решения актуальных социально-экономических задач строится на принципах социального партнерства. Социальный диалог является эффективной формой согласования интересов работников, нанимателей и государства.

Значимым результатом взаимодействия социальных партнеров стало заключение нового Генерального соглашения на 2016–2018 годы, в котором нашли отражение согласованные позиции по основным направлениям социально-экономической политики государства. Приоритетной задачей Генерального соглашения является обеспечение необходимых условий для стимулирования экономического роста и повышения жизненного уровня населения через реализацию ряда мер в области бюджетно-налоговой и ценовой политики, повышение инвестиционной активности, реструктуризацию организаций и улучшение их финансового положения.

Главными целями политики в области доходов населения являются повышение реальных доходов и недопущение роста уровня мало обеспеченности. В этой связи стороны договорились применять эффективные и гибкие системы оплаты труда, которые учитывают вклад каждого работника и направлены на мотивацию высокопроизводительного труда, сокращать разрыв в уровне заработной платы в бюджетных организациях и в целом по республике, обеспечивать государственный и общественный контроль за своевременностью выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности.

Ключевыми задачами в сфере социальной защиты являются оказание необходимой социальной помощи малообеспеченным группам населения и совершенствование системы поддержки семей, воспитывающих детей. Как и ранее, государственная адресная социальная помощь будет предоставляться малообеспеченным гражданам и семьям, нуждающимся в поддержке со стороны государства по объективным причинам.

Если говорить о развитии рынка труда, то здесь в качестве основных задач определены реализация активных мер политики занятости, применение принципа приоритетного использования национальных кадров, вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, трудоустройство граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, оказание содействия в организации самозанятости и предоставление социальной поддержки безработным.

Особое место в Генеральном соглашении отводится обязательствам сторон в части дальнейшего развития системы социального партнерства и повышения его эффективности.

 – Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь тесно взаимодействует с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках Союзного государства. Каковы основные формы двустороннего сотрудничества?

– Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации – наш основной партнер в решении задач развития социально-трудовой сферы в рамках Союзного государства. На протяжении ряда лет мы проводим совместные заседания коллегий, двусторонние конференции, семинары, консультации, разработку и реализацию планов мероприятий.

Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия, на мой взгляд, является проведение заседаний коллегий двух ведомств. Данная форма совместной работы – хорошая возможность для обсуждения актуальных вопросов, обмена опытом, координации действий и согласования планов дальнейшей работы.

За прошедшие пять лет в ходе совместных заседаний коллегий рассмотрен ряд актуальных для обоих государств вопросов: проведение согласованной политики в области охраны труда, комплексный подход к решению проблем граждан пожилого возраста, демографическая ситуация в Беларуси и России, создание доступной среды для инвалидов, развитие национальных систем квалификаций, социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны, современное состояние и дальнейшее развитие пенсионных систем, адресная социальная поддержка населения.

Успешно проводятся на протяжении 12 лет ежегодные конференции по вопросам охраны труда. В 2015 году белорусско-российская конференция, посвященная повышению культуры профилактики в сфере охраны труда, прошла в Могилеве. Во время форумов, которые ранее были организованы во всех областных центрах Беларуси, а также на территории России, затрагивались вопросы совершенствования оценки условий и охраны труда, гармонизации законодательства, повышения заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и другие темы.

Осуществлялось тесное взаимодействие в рамках реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011–2015 годы.

Министерства труда и социальной защиты Беларуси и России участвовали в разработке и выполнении ежегодных планов мероприятий, направленных на решение задач интеграции в сфере общего рынка труда, в области оплаты труда и повышения уровня жизни населения, в сферах охраны труда, социальной защиты, демографии.

Наше взаимодействие будет продолжено.

 – В 2015 году республика стала участницей подписания Конвенции о правах инвалидов. Какое значение это имеет для нашей страны?

– В Беларуси социальная защита людей с инвалидностью является одним из приоритетов государственной социальной политики и направлена на улучшение качества жизни инвалидов, создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Подписание Конвенции подтвердило готовность нашей страны принимать необходимые меры по соблюдению международных норм и стандартов по отношению к инвалидам.

Республика Беларусь будет проводить планомерную, поэтапную, целенаправленную политику внедрения стандартов, заложенных в Конвенции, тем самым создавая условия для участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Эта работа постоянная, она не ограничивается внесением поправок в законодательные акты.

Для реализации норм Конвенции будет разработан Национальный план, направленный на совершенствование системы медико-социальной экспертизы, предоставления услуг в сфере реабилитации инвалидов; принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к труду, физическому окружению, в том числе к транспорту, информации и связи, к объектам и услугам, открытым для всех граждан нашей страны и предоставляемым всему населению.

Каждый человек должен чувствовать себя уверенно в окружающей его обстановке и иметь равные условия для самореализации.

– Благодарю Вас за интервью.

 

Коллектив редакции журнала «Охрана труда и социальная защита» поздравляет Министра труда и социальной защиты Марианну Акиндиновну Щёткину с высокой государственной наградой – орденом Почета. Желаем крепкого здоровья и дальнейших успехов на  ответственном посту.  

Беседовала:

Л.С. КРАСНИЦКАЯ,

корреспондент журнала

Фото БЕЛТА

 

Все новости
Новости
Читать все новости